Театр КЁГЭН
японский средневековый
праздник смеха
Театр Кёгэн родился в сутолоке площадей, где актеры потешали жаждущую развлечения толпу. С самых древних времен японцы — и знать, и простолюдины — любили и ценили шутки и смех. Самый старый комедийный театр Кёгэн, насчитывающий более чем 600-летнюю историю, и сейчас пользуется в Японии огромной популярностью у публики.
Кёгэн известен, наряду с театром Но, любителям театрального искусства во всем мире. Однако эти театры относятся к совершенно разным жанрам сценического искусства. Но — это трагические сюжеты о таинствах жизни и смерти, поставленные по всем правилам изящного искусства: с танцами и хором, создающими неповторимую атмосферу. Кёгэн — это живое народное энергичное действо с остроумными репликами. Среди персонажей здесь могут появляться мертвецы, божества, привидения или роковые красавицы, но они будут показаны лишь в карикатурном виде. Главным героем здесь, как говорил Н. В. Гоголь о «Ревизоре», является СМЕХ.
Говорят, чужеземцу не всегда понятно, почему японцы смеются. Однако спектакли Кёгэн ценят не только в Японии. В Европе и США известны два варианта постановок театра, одним из которых являются интермедии театра Но, которые уже были показаны в наших столицах. То, что будет представлено сейчас — это японская комедия в ее подлинном виде — настоящий народный средневековый праздник смеха, где артисты знакомят публику с двумя классическими пьесами Кёгэн.
Одна отличительная особенность Кёгэн — это то, что в качестве актеров могут выступать лишь представители актерской династии. Актерское мастерство передается в Кёгэн из поколения в поколение. Если в театральной семье рождается мальчик, он должен стать актером и всю жизнь заниматься актерской игрой, уже с трех лет начиная играть на сцене. В российские столицы приедут три поколения самой солидной актерской династии из Киото: Сигэяма Сэннодзё (83 года), Сигэяма Акира (54 лет), Сигэяма Дози (23 года).
Это знаменитая актерская семья школы Окура, известная всему миру не только как исполнители классических японских пьес, но и как экспериментаторы. Одним из их последних оригинальных проектов были постановки опер Моцарта — «Дон Жуан» и «Женитьба Фигаро» в стиле Кёгэн. Это позволяет считать Кёгэн не только самым древным, но в тоже время самым современным национальным комическим искусством.
Накануне примьеры в Москве прошел мастер-класс и «Золотая Лекция», которые провели актеры. Помимо спектакля, московские зрители поучаствовали в японском празднике. Для создания особой атмосферы этого праздника организаторы пригласили мастеров Московского филиала школы икэбана «Согэцу» Татьяну Лимонаеву и Урану Куулар, а также художников Международного музея Оригами «Чудовеще» Нину Острун и Алексея Киселева.
Представление состоит из вводной ознакомительной части, а также двух пьес:«Привязанный к палке» (Босибари) и «Полоскальня на реке» (Сусугигава)
Официальными организаторами приезда театра Кёгэн в Россию является «Японский Фонд» при поддержке Посольства Японии в России, Генерального Консульства Японии в Санкт-Петербурге, АНО «Японский Центр», «Японский бизнес-клуб». Проект стал возможен также благодаря «ESC», «Джапан Арт Рейнбоу», при специальном содействии Театра «На Страстном», а организатор питерских гастролей — «NCA». |